"Омерзительная восьмёрка"
Полюбить Тарантино за два часа
И сразу дисклеймер — никогда не был фанатом Тарантино.
Из "Бесславных ублюдков" мне понравилась только сцена разговора с нацистским офицером в начале.
"Джанго освобождённый" был более или менее проходным середнячком.
Остальные фильмы, вроде дилогии про Билла, не нашли в моей душе никакого отклика.
Поэтому, когда я включил "Восьмёрку", то не ждал от неё ничего особенного. Просто фильм, который я буду анализировать как любитель кино.
И вот что получилось:
По одному из законов кинематографа в истории должен быть персонаж, вызывающий сочувствие. Только вот - в фильме таких нет. Все поголовно мрази и ублюдки.
По другому закону, за историю персонажи должны меняться и проходить эволюцию в положительную или отрицательную сторону. Этого тоже нет. Разве что эволюцией можно назвать переход из живого состояния в мёртвое.
А ещё тут нет огромного количества спецэффектов и всей той херни, которой нас пичкают в последнее время. Никаких Мстителей, спасения мира и подобного ширпотреба. Только кровища и Сэм "мать его" Джексон. Только хардкор.
С законами кино, я, конечно, немного слукавил. Да, персонажи за фильм не меняются. Они не проходят какого-то нравственного пути или даже простого осознания своей глупости. Но они «по-Мольеровски» раскрываются.
Например, один парень — это сын известного экстремиста-южанина, который ненавидит нигеров. В городе его, кстати, назначили новым шерифом.
В углу хижины спит ковбой, едущий к матери на Рождество, а за фортепьяно сидит повар мексиканец, непонятно каким образом очутившийся в снежной пустоши.
Вдоль комнаты шагает Сэм Джексон в чересчур ярких одеждах и попивает кофе, попутно рассуждая о том, сколько белых ублюдков он прикончил. За столом пьёт виски охотник за головами Курт Рассел в меховой шапке, а на цепи рядом с ним сидит девчонка без передних зубов, вытирая кровь с лица. За неё дадут десять тысяч в городке Ред Рок.
Тут же рядом сидит городской палач и у камина рядом с шахматами спит генерал в отставке.
--
Про диалоги, которые являются главной фишкой Тарантино можно вообще не говорить. Они, как всегда, изумительно бессмысленны. Весь фильм герои треплются о всякой фигне, попутно расстреливая друг друга и попивая кофе. Само собой, этот трёп только кажется бессмысленным. По факту он служит сюжету не меньше, чем разделение истории на главы.
Кстати о напряжении.
Тарантино прекрасно играет с нами в американские горки, чередуя напряжение и расслабление. Разумеется, это всё приводит к почти античному катарсису, который запоминается надолго.
Ну и, конечно же, сам метод съемки лишний раз отсылает нас к старым вестернам, популярным в середине ХХ века в США. Да и музыка Энио Мариконе добавляет ностальгии. Иногда кажется, что в комнату вот-вот зайдёт Клинт Иствуд. Ну или на худой конец Рональд Рейган.
В итоге, считаю необходимым сказать несколько вещей.
Во-первых, Тарантино проделал очень тонкую работу. Его фильм сделан с огромным количеством мелких деталей, которые внимательный зритель обязательно заметит. Он умеет правильно воздействовать на эмоции читателя. В итоге ты знаешь, чем всё закончится, но никогда не знаешь как именно. И это заставляет не отрываясь сидеть у экрана. Даже в телефон не хочется залезть.
Во-вторых, мне кажется, что как режиссёр он очень сильно вырос. И не только как киношный. Сразу видно — Квентин тянется к театру и его камерности, что лишний раз напоминает нам о его заявлениях завязать с индустрией. И знаете, лучше уж так, чем до конца жизни клепать фильмы один хуже другого, как тот же Ридли Скотт.
В-третьих, я обязательно пойду на "Однажды в Голливуде".
В-четвёртых, я очень рад, что Тарантино делает свои фильмы так долго. От его произведений надо отдохнуть, отвыкнуть, забыть их. Это просто жизненно необходимо.
И если это удастся сделать, то каждый новый фильм ворвется в твою жизнь как стая диких тигров, разрывая в кровавые ошмётки все ожидания и оставляя после себя тёплое и растекающееся по телу удовольствие. Удовольствие от осознания: «Да, черт побери, это то, чего я ждал от его фильмов. Именно это мне и было нужно».